>>Перейти на сайт "Юридическая психология">>

АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.11 08:13. Заголовок: Помогите, пожалуйста, с задачей


Добрый день всем!
Помогите, пожалуйста, с решением одной задачки. У меня уже есть предполагаемый вариант ответа, но я сомневаюсь, что он правильный. Если не затруднит, то выскажите Ваше мнение о моем решении.

Подросток Р. 14 лет, обвиняется в краже. У матери был вторым ребенком. При родах было осложнение, отрицательно сказавшееся на развитии центральной нервной системы. Говорить начал в возрасте 3 лет 6 мес, фразовая речь — с 5 лет. С учебой в школе справлялся плохо, его представляли медико-педагогической комиссии, но та не нашла признаков олигофрении. На уроках быстро уставал, начинал капризничать, шалить. Его часто наказывали за плохое поведение. После того как в возрасте 12 лет контакт с учителями был оконча¬тельно потерян, начал пропускать занятия, держался на уроках вызывающе, согласно характеристике, в школе «играл роль шута». Его уличные друзья, с которыми проводил все больше времени, также считали его глупым, часто насмехались над ним, использовали наив¬ность Р. в своих целях. В компании подростков старше себя по воз¬расту Р. начал совершать кражи. После очередной попытки обокрасть квартиру их задержали и привлекли к уголовной ответственности. Какие личностные качества подростка подлежат исследованию судебно-психологической экспертизой? Сформулируйте вопросы к эксперту.

В данном примере необходимо исследовать такие личностные качества подростка, как:

•уровень интеллектуального развития;
•отсталости умственного развития;
•выявление субъективной возможности несовершеннолетнего правильно оценивать и воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела;
•склонность несовершеннолетнего к повышенной внушаемости;
•дополнительно можно уточнить, имеются ли в структуре личности подэкспертного свойства, оказавшие существенное влияние на особенности его поведения в ситуации деликта и на особенности его показаний (например, агрессивность).

Для оценки способности осознавать значение совершаемых действий и руководить ими рекомендуются следующие типовые вопросы:

1.Страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием?
2.Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, мог ли он полностью сознавать значение своих противоправных действий?
3.Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, в какой мере он мог руководить своими действиями?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]


Администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.11 11:12. Заголовок: Что касается личност..


Что касается личностных качеств, то мыслите в правильном направлении. Здесь очень важно еще экспертное изучение и таких личностных особенностей, как особенности эмоционально-волевой сферы, мотивации, системы ценностных ориентаций. В данном случае условия воспитания и развития оказали на них сильное воздействие.

А вот вопросы не годятся, если назначается судебно-психологическая экспертиза. Ваши вопросы - это для комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Первый вопрос - это компетенция психиатра, а не психолога. А на второй и третий психолог может дать только частично ответ.

Хотя по фабуле задачи необходимость выяснения наличия или отсутствия психических расстройств у несовершеннолетнего обвиняемого для решения экспертных вопросов определяет предпочтительность назначения именно комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Но в задаче стоит задание сформулировать вопросы для психологической экспертизы.
Правильно они должны быть в этом случае сформулированы следующим образом:
1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии и, если имеются, в чем конкретно они выражаются?
2. Учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?
3. Учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.11 13:38. Заголовок: Спасибо большое!..


Спасибо большое!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.11 13:19. Заголовок: помогите пожалуйста!..


помогите пожалуйста!!!!
При расследовании обстоятельств нападения на потерпевшего он описал приметы преступника:
Внушительно и очень мужественно на лице выдаются мускулы. Голова на мощной атлетической шее, чем то напоминает героя - полицейского из американских боевиков. Ширина лба такая, как и челюсти, черные глаза, тонкие губы. Крутые бицепсы и мощные кулаки...
Когда ему представили картотеку фотографий, он узнал преступника в молодом человеке среднего телосложения, с открытым взглядом и веселым выражением лица.
Раскройте психологический механизм добросовестного заблуждения потерпевшего?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.11 13:28. Заголовок: помогите пожалуйста!..


помогите пожалуйста!!!!
При расследовании обстоятельств нападения на потерпевшего он описал приметы преступника:
Внушительно и очень мужественно на лице выдаются мускулы. Голова на мощной атлетической шее, чем то напоминает героя - полицейского из американских боевиков. Ширина лба такая, как и челюсти, черные глаза, тонкие губы. Крутые бицепсы и мощные кулаки...
Когда ему представили картотеку фотографий, он узнал преступника в молодом человеке среднего телосложения, с открытым взглядом и веселым выражением лица.
Раскройте психологический механизм добросовестного заблуждения потерпевшего?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.11 07:58. Заголовок: Здесь на формировани..


Здесь на формирование искаженных показаний влияют два взаимосвязанных фактора. Во-первых, потерпевший в момент совершения в отношении него противоправных действий находится под воздействием сильных отрицательных эмоций и восприятие действий и внешнего облика преступника у него гипертрофируются: преступник кажется более крупным, более сильным физически, более агрессивным и т.д. А с другой стороны - воздействие стереотипов. Существующие у нас стереотипы восприятия (в данном случае стереотип преступника) искажают наши восприятия. В данном случае эти два фактора во взаимодействии и дали такой результат.

В моей практике таких случаев было очень много...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.11 18:29. Заголовок: огромное вам спасибо..


огромное вам спасибо!!!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.12 16:12. Заголовок: Помогите и мне пожал..


Помогите и мне пожалуйста))
Несовершеннолетняя С., 12 лет. Воспитывалась в неблагополучной семье (отец злоупотреблял спиртными напитками, мать не обращала на воспитание детей должного внимания). Девочка росла замкнутой, мало играла со сверстницами, по характеру была упрямой, настороженной. В школе училась неохотно, учебный материал усваивала с трудом. Отставание психосоциального развития сочеталось с акселерацией физического развития. Вторичные половые признаки были выражены сильнее, чем это свойственно 12-летним девочкам. Однажды подростки, проживающие по соседству, позвали ее играть и сказали, что (по правилам игры) она должна раздеться и лечь с одним из них в кровать. Девочки-подростки, находившиеся тут же, подтвердили, что такая игра есть. С. поверила им и вступила с одним из подростков в половое сношение, но, почувствовав боль, «обиделась и убежала».
Определите способность потерпевшей понимать значение совершаемых с ней действий. Сформулируйте вопросы эксперту.

Моё решение:
Должна быть применена судебно-психологическая экспертиза по вопросу способности потерпевшей от изнасилования понимать значение совершаемых с ней действий.
Потерпевшая в силу своего малолетнего возраста (12 лет) и отставания в психосоциальном развитии не могла понимать значение совершаемых с ней действий
Способность понимать характер и значение совершаемых действий означает достижение потерпевшей такого уровня психического развития, который позволяет ей на основе своих знаний и опыта своевременно и правильно раскрыть истинные намерения преступника, оценить криминальность ситуации, понять нравственно-этическую сущность происходящего и его возможных последствий..
Осознание человеком значения ситуации состоит в правильном отражении ее внутреннего объективного содержания, в понимании планов и намерений людей, с которыми приходится взаимодействовать, в соотнесении требований ситуации с собственными планами и намерениями, что внешне выражается в организованном целенаправленном поведении, соответствующем требованиям ситуации. Правильно предвидеть возможные последствия своего поведения человек в состоянии, если он достаточно глубоко осознает содержание сложившейся ситуации.
На разрешение судебно-психологической экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы:
1.Каковы основные индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они отразились при совершении в отношении нее противоправных действий?
2.Могла ли С. полностью сознавать значение сложившейся ситуации, предвидеть возможные последствия своего поведения?
3.Имеются ли у С. признаки умственной отсталости, не связанной с психическими заболеваниями, и, если имеются, в чем конкретно они выражаются?

Правильное решение? если нет в чём я ошибаюсь??





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.12 13:08. Заголовок: Не совсем. Способно..


Не совсем.

Способность несовершеннолетних потерпевших правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий определяется как совокупность психологических особенностей, обеспечивающих понимание сексуальной направленности действий посягателя, возможных биологических и социальных последствий этих действий, принятых в обществе нравственно-этических оценок посягательств на половую неприкосновенность, проявляющаяся в конкретной ситуации конфликтного взаимодействия с посягателем (по М.М. Коченову).

Основной вопрос, выносимый на СПЭ:
Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?

Можно разбить на два:
1. Имеются ли у потерпевшей индивидуально-психологические особенности (не связанное с психическим заболеванием отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
2. Учитывая индивидуально-психологические особенности потерпевшей и содержание исследуемой ситуации, была ли потерпевшая в состоянии понимать характер и значение совершавшихся с нею действий?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет