Как мне жалко студентов, которые изучают юридическую психологию по подобным задачам. Эти задачи пишут преподаватели исходя из своих собственных представлений, тех учебников которые у них есть и, зачастую, не обременяя себя подробным описанием фабулы.
Поэтому решая подобные задачи, интересуйтесь тем - какой учебник у самого преподавателя
. А то авторитеное мнение ведущих ученых в этой области может не совпасть с мнением вашего препода.
Взять, к примеру, первый вопрос. У разных авторов есть различные типологии лидеров преступных групп и их типологии могут "не удовлетворить" вашего препода.
Попробуем разобраться, но это мое мнение.
1. Относится к типу лидера-вдохновителя. Данный тип разрабатывает программу действий, осуществляет планирование, определяет нормы поведения участников преступной группы. Сам непосредственного участия в преступлениях не принимает, как правило.
2. Самоубийство. Отсутствие следов других лиц, характер повреждений, оголенная грудь и т.д. указывают на это. Для того, чтобы это подвердить, не хватает информации о напрвлении ударов. Скорее всего веер сужается справа налево, потому что в другом случае версия о самоубийстве могла бы не потвердиться.
3. Воздействие эффекта стереотипизации. В момент удара увидела красный крест на машине - значит скорая помощь, а они, как правило, все светлого цвета. В момент удара от боли могло потемнеть в глазах и поэтому не могла точно определить цвет машины и при даче показаний исходила из существующего стереотипа восприятия.
4. Не правильно. Это неправомерное психологическое насилие. Правомерное психологическое воздействие не вымогает признаний, не диктует конкретного действия, а формирует правильную позицию у объекта воздействия, опосредованно приводя его к выбору той или иной линии поведения.
5. В юридической психологии это называют "расчетом на проявление такта" или "рачетом на гуманность" сотрудников правоохранительных органов.
6. В ходе опознания у опознающего происходит корректировка и пополнение мысленного образа. Опозание осуществляется по большему количеству признаков, да и само восприятие предмета оживляет процесс вспоминания.
7. Проверка показаний на месте приводит к тому, что обвиняемый вновь начинает переживать все особенности события и это может резко изменить его эмоциональное состояние. В данном случае это мог быть страх, аффективное состояние, вторичный аффект и т.п.
Второй вопрос неправомерен. Теоретически - психолога. Но никакого специалиста следователь не должен приглашать заранее, чтобы снять напряжение у обвиняемого. Психологов не напасешься. Следователь сам должен осуществлять психологическую подготовку обвиняемого к проводимому следственному действию. Но от вас будут ждать ответа - психолог, чтобы он снял это эмоциональное напряжение. Хотя тактически это неверно.
8. Ну у следователя и узнайте - так надо отвечать... Юмор
Экспертизу должен был назначить не следователь, а прокурор или суд. Экспертиза судебно-психологическая, а еще более правильно - комплексная судебная психолого-фоноскопическая. На экспертизу направляются показания, записанные на магнитной ленте (какие дремучие задачи).
Вопросы:
Имеются ли в тексте допроса признаки психологического воздействия на допрашиваемого со стороны следователя либо третьих лиц?
Является ли речь допрашиваемого, записанная на фонограмме, свободной?
В каком эмоциональном состоянии он находился в момент записи его речи?